1. В ближайшее время на портале планируется открытие новых рубрик. Какие из предлагаемых ниже вариантов, на ваш взгляд, наиболее интересны?

Новости и события

Все новости


03.12.2009

Школьный период – время наиболее интенсивного физического развития и психологического становления ребенка. В этот период на еще неокрепший организм приходятся значительные нагрузки: учебные занятия, тяжелый портфель, длительное пребывание перед компьютером. Несоответствие между физической зрелостью ребенка и значительными нагрузками может провоцировать нарушения правильного телосложения, осанки и приводить к различным отклонениям от нормы. Между тем своевременное формирование оптимальной осанки и ее ранняя коррекция проще и эффективнее, чем лечение деформаций позвоночника в юности.

ОПОРА, ДВИЖЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ…

Основные ортопедические проблемы дошкольного и младшего школьного периода – это нарушение осанки, патологическая установка стоп (чаще – плоскостопие). Сложно найти родителей, которых бы все устраивало в осанке и походке их ребенка. В процессе роста меняются не только пропорции тела, но и форма конечностей, величина изгибов позвоночника. Все это влияет на функцию опорно-двигательной системы, толерантность к физическим нагрузкам.

Больше всего вопросов возникает у родителей по поводу правильности строения стоп и осанки ребенка. Признаками нарушения последней являются сутулость ребенка, «искривление спины» при ходьбе, во время занятий за столом, жалобы на усталость в спине, асимметричное положение надплечий и лопаток, головные боли после обычной физической нагрузки. Чувство усталости, боли в ногах во время или после ходьбы, «косолапость», «плоская» стопа, отклонение пятки от вертикальной оси, быстрое снашивание подошвы обуви – признаки развития патологической установки стопы.

В последнее время у детей все чаще можно выявить гипермобильность соединительной ткани, что является признаком незрелости костной ткани и суставно-связочного аппарата. Общеизвестно, что стопы и позвоночник являются, по сути, мощными амортизаторами при ходьбе. Если амортизационная способность стоп падает, то избыточная нагрузка ложится на позвоночник и наоборот. Недостаток амортизационной способности опорно-двигательного аппарата, незрелость соединительной ткани в дополнение к статическим нагрузкам на ребенка (дополнительные уроки, спортивные секции) приводят к ранним дегенеративно-дистрофическим заболеваниям (остеохондроз), головным болям, Повышенной утомляемости.

При появлении перечисленных жалоб необходимо обратиться к ортопеду. Именно он сможет провести раннюю диагностику и назначить своевременное ортопедическое лечение. Большинство приборов, используемых для оценки ортопедического статуса пациента, выявляют анатомические особенности строения опорно-двигательного аппарата. Намного сложнее обстоит дело с пониманием того, приводят ли эти анатомические особенности к нарушениям, которые мешают здоровому развитию ребенка. Для детальной и комплексной оценки ортопедического статуса в течение последних 5 лет широко применяются методы компьютерного анализа. Объективно оценить походку пациента, распределение давления по стопам позволяют плантографические электронные установки.

Обследование заключается в использовании стелек – датчиков, помещаемых в обувь пациента. Речь об индивидуальном подборе ортопедических стелек при укорочении конечности, деформациях стоп и позвоночника, ревматоидных и других заболеваниях суставов нижних конечностей с корректировкой осанки и стереотипа ходьбы. При этом можно оценивать функциональность ортопедической обуви, ортезов и других ортопедических изделий.

Для комплексной оценки системы «Стопы – Таз – Позвоночник», полученные данные сопоставляются с результатами обследования на оптическом топографе. Этот метод позволяет создать трехмерную модель поверхности тела с графическими и количественными описаниями формы позвоночника. После анализа данных получают результат состояния осанки пациента, что в совокупности с данными внешнего осмотра практически исключает наличие ошибки в диагнозе и неправильное лечение.

Система позволяет оценить степень и контролировать рост деформаций позвоночника, корректировать функциональные сколиотические установки, возникшие вследствие разновысокости нижних конечностей. При решении более детальных задач необходимо проведение дополнительных методов обследования: рентгенодиагностики, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии.

Лечение проводится комплексно по индивидуально подобранным методикам, которые включают лечебную физкультуру, массаж, медикаментозную терапию, корсетирование. Консервативное лечение должно применяться сразу после обнаружения аномалии с целью создания правильной программы развития опорно-двигательного аппарата, улучшения кровоснабжения, создания хорошего мышечного корсета, регуляции функции внешнего дыхания, позвоночника и спинного мозга. Результатом станет развитие выносливости к повседневным статическим осевым нагрузкам, гармоничное физическое развитие. Ход лечения должны контролироваться ортопедом с применением диагностических систем на основе показателей «до и после лечения».

Раннее выявление патологии осевого скелета поможет избежать неприятностей со здоровьем, правильно выбрать допустимый уровень физических нагрузок и определить приемлемый для вашего ребенка вид спорта и образ жизни.

Сергей Рябых

детский хирург, ортопед-вертебролог


Название: Отопедические проблемы детей школьного и младшего дошкольного возраста
Количество показов: 505
Автор:  Сергей Рябых, детский хирург, ортопед-вертебролог

Возврат к списку


Материалы по теме:


Ваше имя:
Смайлики
С улыбкой  Шутливо  Широкая улыбка 
Здорово  Печально  Скептически 
Очень грустно  Со злостью  Удивленно 
Смущенно  Поцелуй  Вопрос 
Восклицание  Идея 
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке:
29.03.2024 18:52