1. В ближайшее время на портале планируется открытие новых рубрик. Какие из предлагаемых ниже вариантов, на ваш взгляд, наиболее интересны?

Новости и события

Все новости


Диагностика и лечение хронического простатита

А.С. Сегал
МГМСУ им. Н.А. Семашко


Введение

Хронический простатит, известный медицине с 1850 года, остается в настоящее время весьма распространенным, недостаточно изученным и плохо поддающимся лечению заболеванием. Он поражает мужчин преимущественно молодого и среднего возраста, то есть наиболее сексуально активных, нередко осложняется нарушением копулятивной и генеративной функций. В последнее время простатит все чаще выявляется у пожилых мужчин, включая его сочетание с доброкачественной гиперплазией простаты.

Очевидным является не только медицинское, но и социальное значение проблемы повышения эффективности диагностики и лечения хронического простатита.

В настоящее время хронический простатит рассматривается большинством специалистов как воспалительное заболевание инфекционного генеза с возможным присоединением аутоиммунных нарушений, характеризующееся поражением, как паренхиматозной, так и интерстициальной ткани предстательной железы.

Сведения по эпидемиологии хронического простатита ограничены и противоречивы. По данным отечественных авторов, им страдают от 8 до 35% мужчин в возрасте от 20 до 40 лет.

Современная медицина не располагает углубленными и достоверными сведениями относительно причинных факторов и механизмов развития хронического простатита, особенно абактериального. В настоящее время признается существование бактериального и абактериального простатита. Частота отдельных категорий простатита, по обобщенным данным литературы, составляет: острый бактериальный простатит 5-10%, хронический бактериальный простатит 6-10%; хронический абактериальный простатит 80-90%, включая простатодинию 20-30% (H. Brunner et al., 1983; J.J. Rosette et al., 1993; М. Roberts et al., 1997).

Наиболее авторитетные микробиологические исследования свидетельствуют о том, что в качестве причинного фактора хронического бактериального простатита наиболее часто выступают грамотрицательные микробы. Имеется ряд факторов, которые расцениваются, как предрасполагающие к развитию хронического простатита.

Классификация и диагностика

Наиболее распространенной за рубежом и, на наш взгляд, адекватной классификацией простатита в настоящее время является предложенная Национальным институтом здоровья США (NIH, 1995).

Она представляет модификацию классификации Meares и Stamey (1968) и включает:

  • Категория I. Острый бактериальный простатит.
  • Категория II. Хронический бактериальный простатит.
  • Категория III. Хронический абактериальный простатит.
  • Категория III A. Синдром воспалительной хронической тазовой боли.
  • Категория III B. Синдром невоспалительной хронической тазовой боли (простатодиния).
  • Категория IV. Бессимптомный воспалительный простатит.

Полагаем, что данная классификация должна быть дополнена характеристикой активности воспалительного процесса: фаза активного воспаления, латентного и ремиссии.

Нами предложена (2001) система суммарной оценки симптомов хронического простатита (СОСХП). Система включает ряд показателей (вопросов), касающихся наличия, выраженности и постоянства симптомов, а также качества жизни пациентов.

На основании системного обзора литературы по проблеме диагностики и лечения хронического абактериального простатита за 1966-1999 гг., выполненного с учетом требований и принципов доказательной медицины, можно заключить, что в настоящее время отсутствуют четкие диагностические критерии хронического абактериального простатита, качество методологии низкое, а наиболее распространенные способы лечения антибиотики и a1адреноблокаторы требуют дальнейшего изучения и анализа.

Пальпация предстательной железы и исследование ее секрета сохраняют первостепенное значение в диагностике хронического простатита.

Из лабораторных методов диагностики "золотым стандартом" остается классический тест E.M. Meares и T.A. Stamey (1968): сбор первой и второй порций мочи, получение секрета простаты путем массажа и затем третьей порции мочи. Микроскопические и бактериологические показатели устанавливают наличие воспалительного процесса и его локализацию. Достоверный признак хронического бактериального простатита микробное число (КОЕ), превышающее 103 /мл (для эпидермального стафилококка 104/мл).

Установлен ряд физикохимических и биохимических изменений секрета простаты, способных служить дополнительными диагностическими критериями хронического простатита. Возможности ультразвуковой сонографии в подтверждении диагноза хронического простатита ограничены. Урофлоуметрия является простым и надежным способом определения состояния уродинамики у больных хроническим простатитом, она позволяет своевременно обнаружить признаки инфравезикальной обструкции, осуществлять динамическое наблюдение.

Считаем целесообразным выполнять уретроскопию всем больным с длительно текущим воспалительным процессом в предстательной железе. При подозрении на стриктуру уретры или склероз шейки мочевого пузыря выполняется уретроцистография.

Пункционная биопсия предстательной железы остается, в основном, методом дифференциальной диагностики хронического простатита, рака предстательной железы и ее доброкачественной гиперплазии.

Лечение

Следует признать, что в настоящее время отсутствуют в достаточной степени обоснованные подходы к терапии хронического простатита. Очевидно, что лечение должно быть направлено на устранение инфекционного агента, нормализацию иммунного статуса, регрессию воспалительных изменений и восстановление функциональной активности простаты.

К основным принципам терапии можно отнести следующие:

  • воздействие на все звенья этиологии и патогенеза заболевания;
  • анализ и учет активности, категории и степени распространенности процесса;
  • применение комплекса терапевтических мероприятий.
  • Основная роль в лечении бактериального простатита отводится противомикробной терапии. Показаниями к антибактериальной терапии (АБТ) хронического простатита большинство специалистов считают:

  • хронический бактериальный простатит;
  • хронический абактериальный простатит (категория IIIА), если имеются клинические, бактериологические и иммунологические подтверждения инфекции простаты («атипичные микроорганизмы»).
  • Ряд факторов и обстоятельств должны учитываться при планировании антибактериальной терапии простатита: характер высеянной микрофлоры; чувствительность микроорганизмов к антибактериальным препаратам; спектр действия, побочные эффекты и фармакокинетика антибактериальных препаратов; предшествующая АБТ; сроки начала и длительность АБТ; дозы и комбинация антибактериальных препаратов; путь введения антибактериального препарата; необходимость сочетания АБТ с другими методами лечения.

    Анализируя фармакокинетику антибактериальных препаратов и способность создавать в секрете и ткани простаты ингибирующую концентрацию, важно учитывать их следующие положительные свойства: жирорастворимость, неионизированное состояние, отсутствие связи с белками плазмы, способность проникать через липидные мембраны эпителиальных клеток простаты, способность к активности в щелочной среде. Этими свойствами в той или иной степени обладают тетрациклины, макролиды, фторхинолоны, рифампицин, котримоксазол.

    Весьма сложен вопрос относительно длительности АБТ при хроническом простатите. По соглашению восьми ведущих специалистов Европы (1998) минимальный срок АБТ должен составлять 2-4 недели; если эффекта нет, лечение следует остановить и пересмотреть. При положительной динамике продолжать еще в течение 2-4 недель (суммарно 4-8 недель) для достижения клинического улучшения и, возможно, полного устранения этиологического фактора. Наши данные свидетельствуют о том, что для элиминации микроорганизмов из секрета простаты и спермоплазмы обычно достаточно 2-4 недельного курса АБТ, подобранного индивидуально.

    АБТ является ведущим звеном комплексного лечения бактериальных простатитов. Лечение может также включать: санацию уретры, средства, улучшающие микроциркуляцию и дренаж ацинусов, препараты, повышающие неспецифическую реактивность организма, иммуномодуляторы, ферментные препараты, нестероидные противовоспалительные средства, физиотерапию, симптоматические средства.

    Отечественными специалистами значительно шире, чем зарубежными, при хроническом простатите используются препараты, корригирующие процессы иммунитета. Вполне оправданным и патогенетически обоснованным является широкое использование у больных хроническим простатитом нестероидных противовоспалительных препаратов, при этом особенно удачным представляется ректальный путь их введения.

    В отечественной литературе многократно подчеркивалась эффективность использования ферментных препаратов при хроническом простатите. Новым подходом к лечению хронического простатита является использование a1адреноблокаторов. В настоящее время полагают, что наибольший эффект от a1адреноблокаторов может быть достигнут у больных простатитом с выраженным нарушением мочеиспускания при отсутствии активного воспалительного процесса. Мы считаем наиболее целесообразным назначение a1адреноблокаторов при хроническом простатите категории III B (простатодиния), срок лечения от 1 до 6 месяцев.

    Хорошо зарекомендовали себя в терапии хронического простатита средства растительного происхождения. Эффективно использование свечей "Витапрост", содержащих комплекс биологически активных пептидов, выделенных из предстательной железы крупного рогатого скота.

    "Витапрост" обладает органотропным действием в отношении предстательной железы и позволяет осуществлять патогенетическую терапию заболеваний предстательной железы и функционально связанных с ней органов.

    В ходе клинических исследований было доказано, что применение "Витапроста" приводит к существенному сокращению продолжительности 1-й фазы тромбообразования за счет ингибирования процессов адгезии и агрегации тромбоцитов. Таким образом, "Витапрост" может быть использован для лечения и профилактики болезней, в патогенезе которых главную роль играют нарушения микроциркуляции, в частности, воспалительных процессов.

    "Витапрост" нормализует микроциркуляцию и процесс дифференцировки клеток предстательной железы, его применение при лечении хронического простатита способствует восстановлению функции простаты. Повышается активность секреторного эпителия ацинусов, появляются новые секреторные отделы, исчезает застой секрета. Способствует нормализации содержания лейкоцитов в секрете предстательной железы и устранению из него микроорганизмов. Антимикробное действие обусловлено восстановлением функции предстательной железы и процесса дифференцировки ее клеток.

    Клинический результат лечения "Витапростом" больных с заболеваниями предстательной железы проявляется уменьшением болевого синдрома и улучшением половой функции (повышением либидо, восстановлением эректильной функции, улучшением качества).

    При применении "Витапроста" наблюдаются следующие эффекты:

  • нормализация микроциркуляции и гемостаза;
  • регуляция тонуса мышц мочевого пузыря, в том числе детрузора;
  • снижение числа лейкоцитов в секрете предстательной железы и снижение титра выявленного возбудителя (вплоть до абсолютной стерильности);
  • нормализация сперматогенеза;
  • увеличение количества и подвижности сперматозоидов при снижении числа патологических форм;
  • повышение иммунитета, неспецифической резистентности организма за счет модулирующего влияния на состояние Т- и В-систем.
  • Отечественными урологами значительно шире, чем зарубежными, для лечения хронического простатита используются разнообразные физиотерапевтические воздействия. Патогенетическая целесообразность их применения недостаточно обоснована, а эффективность требует дальнейшего изучения и анализа.

    Наряду с большинством отечественных и зарубежных урологов мы полагаем, что пальцевой массаж предстательной железы может и должен применяться при хроническом простатите с учетом известных показаний и противопоказаний.

    Таким образом, все аспекты проблемы хронического простатита нуждаются в дальнейшем углубленном изучении.

    Литература:

    1. Лопаткин Н.А. Руководство по урологии. 1998, том 2, стр. 393440.

    2. Лоран О.Б., Сегал А.С. Урология, 2001, №5.

    3. Петров С.Б., Бабкин П.А. "Клиническая Антимикробная Химиотерапия", 1999, том 1, № 3, стр. 95-100.

    4. Тиктинский О.Л., Михайличенко В.В. Андрология. 1999, стр.109-123.

    5. Bennet B., Culberson D, Petty C. et al // J.Urol. 1990.Vol.143P.265.

    6. Johansen В. et al. European Urology, 1998, 34, 6, p. 45766.

    7. Litwin M. S., McNaughtonCollins M., Fowler F.J. et al.// J. Urol. (Baltimor).1999.Vol.163, N4.P.62.

    8. Marberger H. // Alken C.E., Staehler W. Klinische Urologie.Stuttgart, 1973.S.16.

    8. Nickel J.C. Urologic Clinics of North America. 1999, vol. 26, N4, p. 737-751.

    9. Nickel J. AUA.Annual Meeting. May, 2000.Faculty.P.738.

    Опубликовано с разрешения администрации  Русского Медицинского Журнала. 


    Генерация страницы 06.10.2024 13:40